КТО ОНИ ТАКИЕ, ГРЕКО-КАТОЛИКИ?

ГРЕКО-КАТОЛИКИ

Эволюция униатской церкви в условиях чуждого польского окружения приводит к тому, что с XIX ст., начинается коренной поворот: греко-католическое духовенство начинает освобождаться от пропольских настроений

 

В новой объединенной державе Польши и Литвы (1569г.), которая стала именоваться Речь Посполитая, украинские земли были сданы литовской властью польской шляхте, которая навязывает свои крепостные порядки, язык и религию.

Начинается еще одна темная страница в истории нашего народа, который по замыслу польской верхушки должен быть ассимилирован и окатоличен. Но украинцы, потомки великого древнерусского наследия и глубоких православных традиций был неподвластен навязыванию католического влияния, что вынудило Ватикан и польские власти использовать унию как инструмент объединения двух церквей под своим верховенством.

Суть унии сводилась к признанию догматов католической церкви, вместе с тем церковные обряды оставались православными, а церковнославянский язык – языком богослужений. Чтоб привлечь православных священников в унию, им было обещано ряд политических и экономических преференций. После подписания унии в 1596 в городе Бересте начался массовое наступление на православную церковь, уния насаждалась силой, храмы передавались униатам, ликвидируется православная киевская митрополия. В результате уния вместо консолидации еще больше усилила раскол украинского общества. Активное противодействие казачества, православных братств и простого народа привело к тому, что новая церковь смогла укорениться в западно-украинских землях (провинция Галичина), которые ближе всего к этническим польским землям, т.е. там, где сильнее было польское влияние и гнет.

Одновременно новая униатская (греко-католическая) церковь пребывала в состоянии неопределенности, как между двух огней. Православные видели в них предателей, а католики не считали их полноценными гражданами и к тому же не выполнили значительной части обещаний, данных униатам на Берестейском соборе в 1596 г. Следует отметить, что католическая верхушка видела в Греко-католической церкви только лишь способ распространения своего влияния, а не самостоятельную церковную организацию. И поэтому, если на первых порах после подписания униаты объективно способствуют распространению католицизма и ополячиванию, то со временем пропасть между украинцами греко-католиками и поляками римо-католиками чрезвычайно увеличивается. Эволюция униатской церкви в условиях чуждого польского окружения приводит к тому, что с XIX ст., начинается коренной поворот: греко-католическое духовенство начинает освобождаться от пропольских настроений, а униатская церковь, глубже интегрируясь в галичанское общество, заявляет о себе как о национальной украинской церкви.

Автор: Складанюк Игорь,

историк, гид, экскурсовод