Как возникло Московское православие

Московские идеологи для поднятия статуса новой амбициозной державы объявляют Москву не только центром русских земель, но и Третьим Римом, т.е. центром всего Православия! 

 

После разгрома Украины татаро-монголами, она стала легкой добычей соседей, которых немногим ранее своей самоотверженным сопротивлением спасла от разорения , т.е. выполнила функцию заслона для европейских народов. Киев фактически был стерт с лица земли. В XIII ст. пятидесятитысячный Киев уступал по размерам лишь Константинополю, насчитывающий 100 тыс. Для сравнения, в Париже проживало 35 тыс, в Лондоне 20 тыс. В Киеве уцелело 2 тыс населеня и 5 храмов из 400! Опустошенная южная часть древнерусского государства (Украина) не могла противостоять экспансии литовцев, к тому же именно благодаря этому факту, украинские земли избавились от жестокой тирании татаро-монгольских ханов. Стоит заметить, что ордынское властвование на Украине продлилось всего 100 лет, а вот на территории Московского княжества (Северная Русь) влияние Орды продолжалось еще более столетие.



Северная Русь, с центром в Москве, стала основой для формирования современной российской народности и государственности. Во время владычества Золотой Орды Московское княжество органично влилась в государственную систему этой кочевой страны. Несмотря на затянувшееся монгольское владычество Московское (северорусское) княжество смогло сбросить иго Орды и превратиться в сильное государство. Продолжительное татаро-монгольское владычество повлияло на ментальное сознание нового народа, который сформировался на землях Северной Руси путем слияния русичей и разнообразных финно-угорских и тюркских народов. Азиатское восприятие бытия, экстенсивное использование огромных территорий, деспотическая, по сути, ордынская система власти, экспансионистская внешняя политика, - все это превращает Московию в угрозу сложившемуся в восточной Европе и Украине стаус-кво. Таким образом, фактически и политически существовали две Руси — украинская и московская, а митрополит, после невиданного опустошения Киева, в 1326 году перебирается в  более могущественную Москву. Что касается украинских земель и Киева, то они некоторое время остаются без своей церковной администрации. Но уже в 1430 году при содействии властелина южнорусских (украинских) земель, Великом князе литовском и русском (это официальный титул), Витовте, Киев возвращает себе митрополию. Такое положение митрополитов между двумя противоборствующими державами (Великим княжеством Литовско-Русским и Великим княжеством Московским) было опасным и грозило Церкви разделением.


В 1448 году епископы Московии под предводительством московского князя Василия Темного разрывают каноническое единство с Киевом. И 141 год московское православие было неканоническим. 1589 год – Московские власти подкупив бедного и слабого, после захвата Константинополя турками, Вселенского Патриарха, создают Московский патриархат и, таким образом, за достоинством приблизились к древним Восточным Православным Церквям. Киевская же митрополия продолжала оставаться автономною в составе Константинопольского Патриархата. Претендуя на статус регионально лидера, Московский князь Иван III провозглашает себя Великим князем не только Московии, но и всей Руси и начинает продолжительную борьбу с Литвой за украинские (южнорусские) и белорусские (западнорусские) земли, за объединение их уже под эгидой не Киева, а Москвы.

Московские идеологи для поднятия статуса новой амбициозной державы объявляют Москву не только центром русских земель, но и Третьим Римом, т.е. центром всего Православия! Православная церковная организация не могла стать преградой на пути создания московскими правителями системы полного подчинения (самодержавия, тирании) всех сфер общественной жизни государства, потому что не получала такой могущественной поддержки извне, которую, например, имела благодаря действиям папы римского католическая церковь. Отдаленность от  цивилизованных европейских стран, заметно суживало русло культурного потока в Московию: соприкосновение к мировой культуре шло главным образом через славяноязычную литературу с Болгарии, Сербии и частично греческие книги, которые переводились на Украине, в Киеве. Смещение на продолжительное время с поля зрения московской элиты целых пластов разноплановой европейской литературы, в том числе и латинской, существенно мешало процессам накопления знаний и обмена информацией, тем самым, способствуя нарастанию определенной культурной замкнутости Московской державы.



Вернемся к истории церкви на украинских землях. Киевский митрополит был же и виленским (Вильно - столица Великого княжества Литовского и Русского, именно так именовалась совместная держава литовцев, украинцев и белорусов). Литва - молодое языческое государство, которое перенимала религию и культуру более цивилизованных покоренных славян. Кредо государственной идеологии литовской власти было: «Мы нового не вводим и старины не нарушаем», что в целом означало для украинцев продолжение развития собственной культуры и духовности. Строится много новых православных храмов в Киеве и Вильно. Великие и поместные князья Литвы массово принимают православие, а славянский язык становится государственным. Ситуация меняется после сближения Литвы с католической Польшей. Сближение было вызвано возросшей угрозой Литовско-русской государственности со стороны Московского княжества. Реакцией на это стало объединение Великого княжества Литовско-Русского и католической Польши в 1569 г.

Автор: Складанюк Игорь,

историк, гид, экскурсовод