Киево-Могилянская академия - 1-й православный университет

Киево-Могилянская академия

Православная Украина была тем духовным центром, откуда Божье слово и высокие духовные стандарты распространялись по всем православным странам 17-18 ст.

Киево-Могилянская академия, основанная на базе Братского православного монастыря, по типу обучения была подобна европейским университетом и стала центром культуры, а также духовности своего времени. Козачество не допустило распространению католичества в большей части Украины. Казаки не пускают в третий удел Богородицы, Киево-Печерскую Лавру, греко-католических священников и в 1620 помогают восстановить киевскую митрополию. Это случилось во время визита Иерусалимского Патриарха Феофана III в Москву: на обратном пути Патриарх после убедительной беседы с казацким гетманом Петром Сагайдачным, несмотря на возражения Московского патриарха, высвятил на митрополию Иова Борецкого. Кстати, Петра Сагайдачного, своим личным врагом назвали турецкие султаны. Гетман был главным героем Хотинского сражения, в которой вместе с польской армией сумел нанести сокрушительное поражение 200 тысячной турецкой армии и остановить османскую экспансию в восточную Европу. При непосредственном участии и за средства Сагайдачного в Киеве был основан 1-й православный университет в мире (Киево-Могилянская академия). Академию в полной мере можно называть православной, потому что образование в те времена не было светским и главными предметами преподавания были теология, древнегреческий и латинский языки, церковная музыка и этика. Академия и Лавра воспитывают  плеяду писателей, ученых, богословов (Лазарь Баранович, Захарий Копистенський, Памва Беринда, Лаврентий Зизаний, Иннокентий Гизель и др.), которые становятся защитниками украинской духовности и культуры.  Пишутся много полемической, энциклопедической и морально-этической, теологической литературы (авт. - из-за характера работы – упускаю детали). 


Выходцами киевской академии были: Степан Яворский, который в 1689 году, спустя 50 лет после основания Киево-Могилянской академии, основал подобное учебное заведение в Москве; Стефан Почасский, основавший подобную академию в Яссах- столице тогдашней православной Молдовы; Иван Казачинский, основал подобное учебное заведение в Карловицах в Сербии. Учились в Киево-Могилянской академии и основатель первой академии в России - Феофан Прокопович, гениальный русский ученый Михаил Ломоносов, десять из тринадцати ректоров и 98 профессоров из 103 Московского университета в XVIII столетии. Киево-Могилянская академия, основанная на базе Братского православного монастыря, по типу обучения была подобна европейским университетом и стала центром культуры, а также духовности своего времени. Другие монастыри также открывали школы и типографии, что подтверждает особую роль православной церкви в сохранении и развитии духовности, образования и культуры эту эпоху.

Общеизвестным фактом является то, что религия в период Средневековья и Нового времени является основой мировоззрения человека. Высокий уровень духовности, церковное и культурное возрождение этого времени в Украине отражают устремления украинского народа даже в непростое время к самоусовершенствованию, а идеалом вдохновения для украинцев продолжает оставаться религия. Таким образом, можно сказать, что, даже будучи  подневольной, православная Украина была тем духовным центром, откуда Божье слово и высокие духовные стандарты распространяются по всем православным странам того времени. Все это говорит о том, какое огромное духовное и культурное наследие было накоплено в период Киевской Руси. Что этот потенциал через трансформацию идей европейского Просвещения был активно использован в период реставрации национальной государственности украинцев в период казачества, а так же о том, что Украина стала прямым приемником и продолжателем этих традиций. Таким образом, в послемонгольский период (XIV-XVIII ст.) украинский народ смог не только сохранить, но и создать новые материальные и духовные достижения – неоцененный вклад в процесс развития будущих поколений.

После ликвидации независимости украинской митрополии в 1687 г., российский царизм продолжает политику тотального контроля не только за телом (возвращается тяжелый крепостной гнет), но и за духовностью украинца. В 1786 г. в Украине у монастырей были отобрана земельная собственность, многие обители были закрыты. Все это усугубило уровень православного образования и книгопечатания. Следующим шагом царей в уничтожении украинской духовности стал разгром высшего образования: Киево-Могилянская академия – центр всех сфер украинской культуры приводится в упадок, запрещается преподавание на украинском языке. Московский патриарх запретил Киево-Печерской Лавре хранить и печатать книги на украинском языке. В 1709 году указ российского царя Петра І запрещалась печать книг украинским языком, а книги, печатные церковнославянским языком, сверять с российским изданием, чтобы у них никакой разницы не было. Приказ Синода Киевскому митрополиту Самуилу Милославскому ввести в Киево-Могилянской академии и во всех школах Украины русский язык преподавания, в результате чего на Левобережье исчезло 866 украинских школ.

 Автор: Складанюк Игорь,

историк, гид, экскурсовод

 

Увидеть Киево-Могилянскую академию, побродить по внутренним дворикам университетского кампуса, а также познакомиться с другими не менее интерсными объектами Нижнего Города, - можно предварительно заказав индивидуальную экскурсию для себя или своей группы БЕЗ ПОДОЛА КИЕВ НЕВОЗМОЖЕН

 

Индивидуальные экскурсии по Киеву

Индивидуальный частный гид по Киеву для заказных и корпоративных групп по тел.: (063) 595 5945